Форма обратной связи

Поддерживаются форматы .txt; .doc/.docx; .xls/.xlsx; .pdf
Главная Новости Комментарий эксперта к изменениям в Законе об оценке, которые готовит Минэкономразвития России

Комментарий эксперта к изменениям в Законе об оценке, которые готовит Минэкономразвития России

15 Мая 2019

Сергей Волосников

Руководитель департамента «Оценки и финансово-экономической экспертизы» АНО «НЭБ», Признанный европейский оценщик (REV, TEGoVA):

«Требования к оценщикам и контроль за их деятельностью постоянно ужесточается. Нынешними поправками предполагается создать эффективные механизмы привлечения к имущественной ответственности оценщиков и экспертов саморегулируемой организации оценщиков: возмещение убытков, возврат платы за некачественно оказанную услугу.
Законопроектом предусматривается ввести публикацию в интернете «черных списков» оценщиков, предоставляющих услуги ненадлежащего качества.

Очевидно, что законопроект имеет благие цели - очистить рынок от заказных оценок. Но, на мой взгляд, он также требует доработки, так как несет в себе риски для добросовестных оценщиков, связанные с вероятностной природой рыночной стоимости».

Подробнее об очередных изменениях в Законе об оценке, которые готовит Минэкономразвития России

8 мая 2019 г. началось публичное обсуждение проекта закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Эти изменения стали результатом заседания Совета по оценочной деятельности в Минэкономразвития от 15 апреля 2019  г., на котором была представлена Концепция развития оценочной деятельности, проект положений об апелляционном рабочем органе Совета. 

Публичное обсуждение продлится до 23 мая 2019 г. Планируемый срок вступления изменений в силу намечен на апрель 2020 г.

Согласно обоснованию Минэкономразвития России необходимости подготовки проекта НПА, разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью повышения уровня обеспечения защиты прав и законных интересов заказчиков и потребителей оценочных услуг и услуг в области экспертизы отчетов об оценке.

Также регулятор отметил, что действующие нормы законодательства в области оценочной деятельности не в полной мере обеспечивают защиту прав и законных интересов заказчиков и потребителей оценочных услуг и услуг в области экспертизы отчетов об оценке, в том числе в части требований:

  • к имущественной ответственности оценщиков и экспертов СРО оценщиков,
  • к оценочным компаниям, предоставляющим услуги по оценке имущества, в том числе для государственных нужд;
  • информационной открытости в области оценочной деятельности.

Направления изменений

1. Основное место работы в юридическом лице.

Статьей 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) установлены обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор (оценочной компании), одной из которых является соблюдение требования о наличии в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено. При этом законодательством не определено, что данное юридическое лицо для таких оценщиков должно быть основным местом работы, что в свою очередь может вводить в заблуждение заказчиков оценки, ориентирующихся при выборе оценочной компании, в том числе на количество работающих в ней специалистов.

2. Реестр «недобросовестных» оценщиков.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено требований к оценочным компаниям, оказывающих услуги по оценке имущества для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем статьей 8 Закона № 135-ФЗ определено, что проведение оценки объектов оценки в ряде случаев является обязательным при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. При этом при проведении оценки для государственных и муниципальных нужд необходимо обеспечение прозрачности процедуры выбора поставщиков услуг в области оценки имущества, требования к которым должны обеспечивать возможность отбора заказчиком поставщиков с высоким уровнем квалификации, надлежащим опытом работы их специалистов, деловой репутации таких специалистов и самих оценочных компаний. Кроме того, для обеспечения прав заказчиков оценки и потребителей оценочных услуг необходимо развитие информационной открытости, в том числе в части получения информации о поставщиках услуг по оценке и экспертизе отчетов об оценке, предоставляющих услуги ненадлежащего качества. Права и обязанности заказчика оценки определены в статье 15.2 Закона № 135-ФЗ.

3. «Усиление» ответственности за некачественное оказание услуг.

Статьей 24.6 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Саморегулируемая организация оценщиков, экспертом или экспертами которой подготовлено и утверждено в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, положительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности. При этом анализ правоприменительной практики, в том числе судебной, показал недостаточную эффективность норм законодательства в части имущественной ответственности оценщиков и экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Вместе с тем для обеспечения прав и законных интересов заказчиков оценки необходимы эффективно работающие механизмы обеспечения имущественной ответственности, в том числе возмещение убытков или имущественного вреда, а также возврат платы за некачественно оказанную услугу. Указанное окажет позитивное влияние на защиту прав заказчиков оценки и потребителей оценочных услуг, повышение ответственности оценщиков, саморегулируемых организаций оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков, что в свою очередь положительно повлияет на качество оказываемых услуг.

15 апреля 2019 г. в Минэкономразвития г. состоялось заседание Совета по оценочной деятельности, на котором была представлена Концепция развития оценочной деятельности, а также проект положений об апелляционном рабочем органе Совета. В профильной группе Ассоциации в fаcebook развернулась горячая дискуссия касаемо предлагаемых поправок в 135-ФЗ.

Материалы по теме

  • проект 02/04/05-19/00091217 "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»";
  • новость "В Минэкономразвития России состоялось Заседание совета по оценочной деятельности";
  • обсуждение результатов заседания Совета по оценочной деятельности в Минэкономразвития 15 апреля 2019 г. в профильной группе fаcebook.

Источник

Политика конфиденциальности

8 800 222 05 18       nebexp@hotmail.com

Москва, улица Тверская, дом 16, строение 1, этаж 5, офис А-501

Екатеринбург, улица Шейнкмана, дом 119, этаж 2, офис 24


Рейтинг@Mail.ru
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК