Фирма владела (и владеет) двумя земельными участками. В кадастре они были оценены в 14,3 и 29,2 млн рублей. Это было оспорено в комиссии, которая приравняла кадастровую стоимость к рыночной – 2,6 и 4,9 млн соответственно.
И только бы порадоваться – но тут бац – и новая кадастровая переоценка. Причем, власти региона как-то очень подсуетились – между предыдущей кадастровой оценкой и следующей прошел всего год (но еще не по новому закону – он вышел позже). Участки оценены опять в 13,7 и 28 млн рублей.
И так вышло, что решение комиссии принято на месяц позднее, чем утверждена кадастровая переоценка, и как бы оспорена уже не действовавшая стоимость – в общем, все усилия по приравниванию к "рынку" оказались впустую: налоговая база, как ванька-встанька, не успев опустится, снова подскочила.
Фирма посчитала налог, как считала по-честному: исходя из уменьшенной стоимости (то есть из 2,6 и 4,9 млн). Но в ЕГРЮЛ-то попала не она, а 13,7 и 28 млн, чем и воспользовались налоговики. Арбитражные суды вплоть до ВС остались глухи к аргументам налогоплательщика.
Правду он нашел только в КС (определение от 28 февраля 2019 г. N 13-П). И хоть оспариваемая заявителем норма – пункт 3 статьи 391 НК – признана не противоречащей Конституции, но решения по делу будут пересмотрены, потому что названная норма не заставляет сдирать с налогоплательщика лишнее с учетом "неблагоприятных последствий ... в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки".
И, собственно, впредь налоговикам надлежит учитывать решение о снижении кадастровой стоимости до рыночной, невзирая на очередную госпереоценку.