Об этом сообщает газета “Ведомости”. Напомним, в 2020 году заканчивается переходный период, когда все регионы должны создать ГБУ и отказаться от частных оценщиков. Закон должен был устранить недостатки в качестве информации, по которой рассчитывалась кадастровая стоимость, но пока ГБУ проблему не решили и к кадастровой оценке не готовы, отмечает издание.
Как выяснилось, в настоящее время государственные бюджетные учреждения были созданы лишь в 50 регионах, в остальных их до сих пор нет, хотя для того, чтобы настроить их работу, осталось чуть больше года.
Анкеты в регионы отправлял со своей подписью первый зампред думского комитета по бюджету и налогам, член рабочей группы Сергей Катасонов. “Мы хотели показать, насколько различается состояние и готовность ГБУ проводить кадастровую оценку, разброс по России огромен”, — объяснил он.
Закон о государственной кадастровой оценке недвижимости вступил в силу с 1 января 2017 года. Он предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.
После вступления закона в силу любой человек, несогласный с оценкой кадастровой стоимости своей недвижимости, может оспорить ее результаты. Вариантов на выбор предлагается два: идти в суд либо обратиться в комиссию по оспариванию. Заявление о пересмотре рассматривается в течение одного месяца.
Еще в марте 2018 года Росреестр отмечал, что количество поданных заявлений растет в геометрической прогрессии. Так, только в январе этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости недвижимости, работающие при Росреестре, рассмотрели 259 заявлений в отношении 405 объектов. Это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Всего в 2017 году было подано 54,7 тыс. заявлений на оспаривание стоимости более 100 тысяч объектов недвижимого имущества. Было удовлетворено каждое второе обращение.
Добавим, что результаты государственной кадастровой оценки в отношении объектов капитального строительства повлияют на формирование базы для расчета налоговых платежей. На размер налога, помимо кадастровой стоимости, влияет налоговая ставка и налоговая льгота. Ставки по налогу на имущество физлиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Тогда же, в марте, глава Росреестра Виктория Абрамченко предложила ввести принцип ценового зонирования для решения проблемы завышения кадастровой стоимости недвижимости по сравнению с рыночной. По ее мнению, в отношении объектов капитального строительства методика должна учитывать и местоположение, и качественные характеристики, в том числе физическое состояние и конструктивные особенности, напоминает ТАСС. Кроме того, она предложила подумать над коррекцией механизма сбора и повышением достоверности данных, которые будут вноситься в создаваемый государственный индекс рынка недвижимости. Он станет доступен пользователям к 2020 году.
О необходимости государственной кадастровой оценки и недостатках предлагаемой системы по сравнению с опытом других стран рассказывает доктор экономических наук, профессор Елена Иванкина:
База налогообложения существует во всем мире. Только она по-разному называется: где-то — кадастровая, а где-то — государственная стоимость. Определяется она не чаще, чем раз в три года, и не реже, чем раз в пять лет. <…> Определяется кадастровая стоимость на основе рыночных цен. Рыночная цена берется в качестве базы кадастровой стоимости. В отличие от нашей страны, где берется 100% рыночной цены, во всем мире принят коэффициент от 10% до 20% рыночной цены на момент принятия, потому что весь мир знает, что экономика развивается циклами. На рынке недвижимости это особенно выражено. В этой связи берется такая цена, которая устроит налогоплательщика. Закон на стороне не налоговых органов, а на стороне налогоплательщика. Только 10-20% рыночной цены идет в кадастровую стоимость. <…> В этой связи причина неготовности регионов кроется не в том, что они не могут определить кадастровую стоимость, а в том, что они опасаются последствий. Главный минус нашего законодательства, касающегося кадастровой стоимости — отсутствие законодательно установленного процента от рыночной цены, который должна составлять кадастровая стоимость на момент ее утверждения. Как только мы это введем, все сразу изменится.
Юрист, управляющий партнер и директор юридической фирмы “”Консалт” Сорокины и партнеры” Сергей Сорокин (Иваново) уверен, что на самом деле в создании государственной системы кадастровой оценки нет необходимости:
Создание отдельной структуры госучреждений для кадастровой оценки я считаю излишним, поскольку у нас есть институт частной оценки, который контролирует деятельность оценщиков, и этого достаточно для получения хороших заключений. С правовой точки зрения, если оценка будет ненадлежащей или какой-то не нравящейся нам, мы (юристы) будем так же ее оспаривать, несмотря на то, что оценщик будет государственный. С правовой точки зрения нет разницы, кто будет оценивать недвижимость, частные или государственные организации.
Источник